Дата проведения вебинара: 26 апреля 2016 г.
Время проведения: с 11-00 до 12-30 (время московское)
Ведущая вебинара:
Марианна Михайловна Бродач, вице-президент НП "АВОК", профессор Московского архитектурного института (Государственная академия)
Лектор: Бусахин Алексей Владимирович, Главный инженер ООО «Третье МУ «Промвентиляция», ктн, доцент каф. ТГВ МГСУ Заслуженный строитель России, Почетный строитель России |
Вебинар проводится бесплатно
НП АВОК совместно с Национальной Ассоциацией "Палата инженеров АВОК" проводит вебинар по теме: Актуализация СП 73.13330.2012 Внутренние санитарно-технические системы зданий.
ПРОГРАММА ВЕБИНАРА:
Вопрос касается разъяснения определенных пунктов СП73.13330.2012.
Вопрос в следующем:
П. 4.6 данного СП гласит: «В сварном шве не должно быть трещин, раковин, пор, подрезов, не заваренных кратеров, а также пережогов и подтеков наплавленного металла.»
Ссылаясь на эту фразу, проектировщик в описательной части проекта по внутренним санитарно-техническим системам (системам отопления) указывает, сварные швы необходимо контролировать с оформлением Акта Визуально Контроля сварных соединений. А методика проведения этого контроля (с образцами Актов) прописана только в РД.34.10.130-96. Но это РД касается только технологических трубопроводов. А все работы по проекту нам необходимо выполнять по СП73.13330.2012, соответственно и оформлять исполнительную документацию по этому СП.
Как АРГУМЕНТИРОВАННО объяснить проектировщику, а главное Заказчику, что для контроля Сварных соединений, прописанных в п.4.6 СП73.13330.2012, нет необходимости в оформлении Акта Визуального Контроля сварных соединений.
Вопрос в следующем:
В п. 6.5.5 СП73.13330.2012 сказано следующее: «Крепление воздуховодов следует выполнять в соответствии с рабочей документацией». Однако зачастую проектировщики не указывают и не вносят в проектную документацию чертежи и средства крепления воздуховодов и трубопроводов. В лучшем случае указано, что крепления выполнить по Серии 5.90.4-1 (вып. ХХХ) утвержденного 01.06.1980г. Но в ни в данной серии, ни в каких-либо других документах не узаконено применение современных систем крепления: Траверса, L и Z подвесы и т.д. любого производителя. Вопрос – как можно аргументированно, ссылаясь на нормативные документы, объяснить Заказчику целесообразность и законность применения современных систем крепления, если они не указаны в проектной документации.
Вопрос в следующем:
После заключения Договора на производство работ по системам отопления на Особо Опасном технологическом объекте, помимо допуска СРО с разрешением производства работ на этих объектах, Заказчик требует предоставить еще и документы Аттестации Технологии Сварочного Производства НАКС и Аттестацию сварщиков НАКС по «Перечню групп технических устройств опасных производственных объектов, сварка (наплавка) которых осуществляется аттестованными сварщиками с применением аттестованных сварочных материалов, сварочного оборудования и технологий сварки (наплавки)», где в пункте «Строительные конструкции (СК)» указаны Металлические Трубопроводы и Трубопроводы из полимерных материалов.
Ссылаясь на этот перечень и на то что при производстве наших работ (по системам отопления) применяются и стальные и полимерные трубопроводы, Заказчик требует, чтобы мы предоставили ему эти Аттестационные документы.
Ссылаясь на какие нормативные документы можно доказать Заказчику, что трубопроводы систем отопления не попада
В старой редакции СНИП 3.05.01-85* согласно п. 4.19 "Отклонения показателей по расходу воздуха от предусмотренных проектом после регулировки и испытания систем вентиляции и кондиционирования воздуха допускались +/-10%".
В новой редакции СП 73.13330.2012 согласно п.8.1.3.1 "Отклонения показателей по расходу воздуха от предусмотренных проектной документацией после регулировки и испытания систем вентиляции и кондиционирования воздуха допускаются в пределах +/-8%".
Чем было вызвано ужесточение требований по отклонениям показателей расхода от предусмотренных проектом ? Для чего нормативно уменьшен этот показатель ?
СП 73.13330.2012 пункт 8.2 «Комплексное опробование систем вентиляции и кондиционирования воздуха здания осуществляется по программе, разработанным генеральным подрядчиком или по его поручению наладочной организацией». Вопрос заключается в том, что генеральный подрядчик ничего не делает и требует от Подрядчика составления Программы, а если точнее требует (Программу пуско-наладочных работ). Форма программы не регламентирована и возникает спор. Подрядчик считает, что программа это некий акт на одном листе, а Ген. подрядчик, что это подробное описание видов работ на 15 листах. В итоге, что подразумевается под пунктом 8.2. Подчеркну, что речь идет об обычной вентиляции в Административного здания без бассейнов и технологий (сан. Гигиенический эффект не нужен)
П. 8.3.1 «Комплексное опробование систем пожарной безопасности, в том числе и по требованиям СП 7.13130 и СП 10.13130 осуществляется по программе и графику, разработанным заказчиком и генеральным подрядчиком. Монтажная и пусконаладочная организация систем вентиляции и кондиционирования участвуют в работе комиссии». На практике за Заказчика все делает Подрядчик, есть ли регламентированная форма Программы и что в неё должно входить?
Как аргументировать сварку стальных оцинкованных труб? Из СП73 пункт про сварку оцинковки убран.
4.6 ........Применение сварных трубопроводов из оцинкованной стали не допускается.
п. 5.1.2 Оцинкованные трубы, узлы и детали должны соединяться, КАК ПРАВИЛО, на резьбе с применением оцинкованных стальных соединительных частей или неоцинкованных из ковкого чугуна, на накидных гайках, на фланцах (к арматуре и оборудованию) или на пресс-фитингах.
"КАК ПРАВИЛО" - не означает, что сварка запрещена.
А как Вы себе, например, представляете резьбовое соединение оцинкованных трубопроводов Ду150 мм (6"), довольно часто используемых в объединенном хоз.-питьевом и противопожарном водопроводе?
ГОСТ 8943-75 "Соединительные части из ковкого чугуна с цилиндрической резьбой для трубопроводов" не предусматривает изготовление соединительных деталей диаметром свыше Ду100 мм.
Выход один –сварка !
П. 6.5.11 "... При установке вентилятора на пружинные виброизоляторы последние должны иметь равномерную осадку. Виброизоляторы к полу крепить не требуется." Если радиальный вентилятор просто поставить на пол через виброизоляторы не закрепив их, не станет ли он "плясать" под действием вибрации?! Заводы изготовители рекомендуют устанавливать радиальные вентиляторы следующим образом - монтажная рама закрепленная к полу, виброизолятор, рама вентилятора. Но в таком случае получается, что вентилятор установлен на металлоконструкцию и попадает под требование п. 6.5.12 "При установке на металлические конструкции виброизоляторы следует крепить к ним."
Пожалуйста, разъясните что такое воздуховод из полимерной пленки и дайте ссылку на нормативный документ! Относятся ли воздуховоды, из полипропилена например, к таковым?
Интересуют технологические решения, связанные с Вашей тематикой, повышающие эффективность использования энергетических ресурсов зданиями, строениями и сооружениями, как используемые, так и перспективные. Какие нормативные требования имеются по этой теме?
Ваше отношение к намерению ввести контроль за обеспечением энергоэффективности по всей цепочке: проектирование, поставка материалов, реализация строительной части с проведением последующего, не позднее года эксплуатации контроля энергоаудиторами, как же реализованы параметры заложенные в проекте? Спасибо!
Насколько экологично использовать, пропиленгликоль в теплообменниках приточных систем общеобменной вентиляции? (С учетом возможных аварийных ситуаций теплообменников). Спасибо!
Если можно вопрос по дымоудалению, может быть немного не по теме. Видел много технологических проектов, где количество и мощности вентиляторов дымоудаления в десятки раз превышают параметры вентиляторов подпора. (Выходные двери по правилам должны открываться наружу). Как по-вашему можно избежать дисбаланса разряжений? Спасибо!
Вентиляторы дымоудаления перемещают другую среду (дым). Плотность дыма (примерно 0,85 кг/м3) ниже плотности воздуха (1,2 кг/м3) и зависит от температуры дымового слоя и массового расхода (кг/с) в продуктов горения в конвективной колонке. Поэтому объемный расход дыма имеет значительную величину. Когда рассчитывается компенсирующая подача воздуха, в расчет берется плотность наружного воздуха! Согласно методическим рекомендациям к СП 7.13130.2013 "Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции зданий" в п.4.4 говорится, что нормируемый диапазон допускаемого дисбаланса может быть -0,3
п. 7.4 б) "При совместном действии систем приточной и вытяжной противодымной вентиляции отрицательный дисбаланс в защищаемом помещении допускается не более 30%"
СП 7.13130.2013 не раскрывает как именно допускается этот дисбаланс в 30%: по объёмному расходу удаляемого и подаваемого воздуха (например 10000 м3/час удаляемого и 7100 м3/час подаваемого), либо по массовому расходу удаляемых продуктов горения (кг/с) и массовому расходу подаваемого приточного чистого воздуха. Внесите ясность в этот вопрос!
В п. 7.1.1 СП 73.13330.2012 предусмотрено проведение теплового испытания систем отопления на равномерный прогрев отопительных приборов. При этом порядок проведения такого испытания указан в п. 7.3.5. И указан единственный критерий: «все отопительные приборы должны прогреваться равномерно».
Но понятие равномерности не приводится.
Все мы знаем, что температура поверхности отопительного прибора в пределах этого прибора НЕ МОЖЕТ быть одинакова! Естественно, идёт снижение по ходу движения теплоносителя.
Не указано, как контролировать температуру поверхности (раньше, в СНиП 3.05.01-85, было указано, что проверяется равномерность прогрева отопительных приборов «на ощупь»). Руки у всех разные – очень субъективно. И при проверке прогрева возникают разногласия.
В то же время, сейчас, например- все многоквартирные дома, перед сдачей проходят тепловизионное обследование. Вот Вам и инструмент (по крайней мере – пирометр).
А вот сами критерии равномерности должны быть отражены в проекте (например: перепад температур на о
8.1.3.1 При наладке систем на проектные расходы воздуха следует выполнить:
Отклонения показателей по расходу воздуха от предусмотренных проектной документацией после регулировки и испытания систем вентиляции и кондиционирования
воздуха допускаются: в пределах ±8% - по расходу воздуха, проходящего через воздухораспределительные и воздухоприемные устройства общеобменных установок вентиляции и кондиционирования воздуха при условии обеспечения требуемого подпора (разрежения) воздуха в помещении;
до ±8% - по расходу воздуха, удаляемого через местные отсосы и подаваемого через душирующие патрубки.
Эти пункты, просто песня для практиков и теоретиков тоже.
Когда теоретически доказываешь, что надо вернуть ±10% единственный кто со мной не соглашается Бусахин Алексей Владимирович.
Алексей Владимирович, приборы первого класса точности стали доступны всем и они подтверждают теорию для гладких воздуховодов.
При турбулентном движении скорость воздушного потока в точке, величина и направление переменны во времени.
Ско
Мало того, в СП 60.13330.2012 п.7.11.8 Класс А - примерно 12%; Класс В - примерно 4%; Класс С - примерно 1.5%; Класс D - примерно
Продолжение вопроса часть 2
При турбулентном движении скорость воздушного потока в точке, величина и направление переменны во времени.
Скорость при турбулентном движении при измерениях бывает равна = 0 м/с
Критерием устойчивости турбулентного режима является число Рейнольдса
Число Рейнольдса, выше которого турбулентное движение устойчиво, называется критическим. Для гладких воздуховодов – 2300. Рассматриваем только турбулентный режим.
При турбулентном режиме движения в потоке существуют пульсации местных скоростей, давлений и касательных напряжений, приводящие к хаотическому, беспорядочному движению частиц и перемешиванию.
Измерение местных скоростей турбулентного потока показали, что поле скоростей такого потока изменяется беспорядочно, хаотично, однако изменение местных скоростей имеет ярко выраженный пульсационный характер – значения составляющих скорости пульсируют около некоторых осредненных значений.
Продолжение вопроса часть 3
Исходя из практики, при выполнении требований ГОСТ 12.3.018-79 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Методы аэродинамических испытаний. Строгом величина измерений сильно зависит от класса точности прибора. При замерах прибором первого класса точности и третьего класса точности. Получаются результаты 4,5 м/с и 5,3 м/с, с вероятностью 80%.
При замере прибором первого класса точности (в воздуховоде) "Количество измерений в каждой точке три". Средняя скорость стремится к 5 м/с, с вероятностью 80%. Количество измерений в каждой точке десять получите величину стремящуюся к 4 м/с. Прибор регистрирует нулевые значения скорости.
Как можно выполнить требования ГОСТ 12.3.018-79 "Максимальное отклонение координат точек измерений от указанных на чертежах не должно превышать ±10 %".
Если у нас ±8%. С точки зрения инженера, сильно когнетивненько. Современные приборы первого класса любому практикующему наладчику говорят о реальной невязке ±20 %. Надо только взять при
Продолжение вопроса часть 4
Надо только взять прибор в руки.
КОГДА ВЕРНЁМ ±10 %???
Чтобы задать вопрос необходимо авторизоваться